Правда ли, что королева Великобритании недолюбливала супругу своего сына?
Отношения между королевой и принцессой Дианой не раз экранизировались — вспомним хотя бы четвертый сезон сериала «Корона». В одном из эпизодов Елизавета II (в исполнении Оливии Колман) обратилась к Диане (Эмме Коррин): «Возможно ли, что часть вас слишком уж наслаждается собственным успехом?»
Конечно, мы все прекрасно понимаем, что «Корона» — это драма, основанная не только на фактах. В сериале исторические события пересказываются не с математической точностью. Однако фанаты королевской семьи до сих пор задаются вопросом — на самом ли деле отношения между двумя этими женщинами были настолько сложными?
Королева дала понять, что одобряет выбор своего сына
Хотя создатели «Короны» заставили нас поверить в то, что Диана была «аутсайдером» в монаршей семье, она росла в окружении королевских особ (ее отец служил конюхом королевы, а обе ее бабушки были фрейлинами мамы Елизаветы II). В детстве Диана жила в Park House в поместье Сандрингем и играла с принцами Эндрю и Эдвардом, которые были одного с ней возраста. У нее с ранних лет сложилось четкое представление о королевском этикете и о том, как вести себя с членами королевской семьи. Одним словом, это не был для нее совершенно новый мир, как некоторые предполагают.
Конечно, это означало, что Диана познакомилась с королевой задолго до того, как начала встречаться с принцем Чарльзом. Как писала биограф Ингрид Сьюард в 2001 году, Елизавета II «никогда напрямую не затрагивала вопрос о браке сына, но всем своим видом она давала понять, что одобряет кандидатуру Дианы».
Эндрю Мортон, автор биографии 1992 года «Диана: ее истинная история: своими словами», писал, что отношения между обеими женщинами были уважительными, но формальными: «Это было обусловлено тем фактом, что Диана была замужем за ее старшим сыном и будущим монархом. Вначале Диана просто боялась свекрови. Она соблюдала все официальные требования: делала глубокий реверанс каждый раз, когда они встречались, — но в остальном держалась на расстоянии».
Диане доверили представлять королевскую семью в самом начале семейной жизни с принцем Чарльзом
Когда Грейс Келли умерла в 1982-м (на тот момент Диана была замужем за Чарльзом около года), именно принцессе доверили присутствовать на похоронах княгини Монако. Это событие для супруги сына королевы стало первым сольным появлением на мероприятии в качестве члена королевской семьи.
Диана Спенсер познакомилась с Грейс Келли на гала-вечере в 1981 году, и, как говорили инсайдеры, они отлично ладили. Услышав известие о ее трагической смерти, принцесса Уэльская спросила мужа, может ли она представлять семью на похоронах. По словам Мортона, и принц Чарльз, и дворцовые чиновники считали маловероятным, что королева Елизавета II разрешит ей это.
«Я пошла к ее личному секретарю, которым тогда был Филипп Мур. Он сказал, что не думает, что это возможно, потому что я проработала на этой должности всего три или четыре месяца. Тогда я пошла к королеве и сказала, что хотела бы это сделать. А она неожиданно ответила: “Почему бы и нет. Если хочешь сделать это, то можешь”», — вспоминала Диана.
21-летней принцессе было поручено поехать за границу и, по словам Мортона, после успешно выполненной миссии все хвалили за ее «достойное поведение на очень напряженных похоронах».
Реакция королевы на развод Дианы и Чарльза
По мере того, как отношения Дианы и Чарльза становились все более непростыми, принцесса часто появлялась во дворце без предупреждения и просила аудиенции с королевой.
«Сначала королева терпимо относилась к этим внеплановым визитам. Диана обычно выходила от нее в отличном настроении», — вспоминал один из сотрудников Елизаветы II.
Однако со временем королева начала бояться этих встреч. «Принцесса трижды плакала за полчаса, пока ждала аудиенции. Королева сказала, что беседовала с ней в течение часа, и Диана плакала без перерыва», — вспоминал один из лакеев Ее Высочества.
В биографии Мортона Диана вспомнила разговор с королевой, которая «указала», что «причина того, что браку пришел конец, заключалась в том, что принцу Чарльзу было очень трудно справиться с булимией супруги». Тем не менее Мортон писал, что принцессу на самом деле поддерживала и Елизавета II, и принц Филипп.
Как Диана повлияла на королеву
После смерти Дианы репутация королевской семьи действительно сильно пострадала. Многие полагали, что покойная принцесса никогда не была должным образом принята Виндзорами.
В юбилейном выпуске своей биографии за 2017 год Мортон написал: «Один из многих парадоксов жизни Елизаветы II состоит в том, что влияние Дианы на королевскую семью измеряется тем, насколько дом Виндзоров стал более приспособлен для новоприбывших. Примечательно, что королева часто присоединялась к невесте принца Уильяма Кэтрин (ныне герцогине Кембриджской) на официальных мероприятиях в первые дни ее вступления в должность. Конечно, уроки были извлечены, но какой ценой».