ГАЛА ДАЛИ И ЕЩЕ 6 МУЗ ВЕЛИКИХ ХУДОЖНИКОВ

Как говорится, за каждым великим мужчиной стоит великая женщина. Если бы гении не встретили своих муз, то многие шедевры не были бы созданы. Жить с обычным мужчиной не так-то просто, что уж говорить о творческих людях. Жена, спутница, подруга гения — это профессия и тяжкое бремя. Ведь великие художники думают только о творчестве, им некогда и незачем вникать в бытовые проблемы.

К тому же, как правило, они люди увлекающиеся, и речь идет не только об искусстве. А верные подруги терпеливо ждут своих легенд, проходят с ними и через неудачи, и сквозь успех. Они вселяют веру в талант своих мужей и создают благоприятную обстановку, чтобы ничто не отвлекало гениев от работы над произведениями искусства, о которых будет говорить весь мир.

Елена Фоурмен
Вторая жена Питера Пауля Рубенса. После смерти первой супруги Рубенс находился в тяжелой депрессии. Он даже решил оставить живопись и занялся политикой. Но Елена, шестнадцатилетняя дочь старого знакомого, вернула великого художника к жизни. Многим этот брак казался неравным, нелепым (Рубенсу на момент встречи с супругой было 53 года). Но вопреки слухам и насмешкам Питер и Елена прожили вместе 10 счастливых лет, вплоть до смерти художника. Девушка подарила Рубенсу при жизни 4 детей – младшая дочь родилась уже после кончины гения.

Жена стала для Рубенса настоящей музой. Все женщины на его картинах позднего периода имеют черты, срисованные с Елены. Девушка предстает то в образе богини (картина «Суд Париса»), то в образе матери («Елена с сыном Франсуа») и королевы. Также художник писал многочисленные портреты жены.

Известное выражение «женщина Рубенса», ставшее крылатым, появилось благодаря юной Елене. Ведь именно она запечатлена на откровенных картинах художника. «Женщина Рубенса» — юное чувственное создание, наделенное божественными чертами, с нежной, белой кожей, с пышными формами, не стесняющаяся своей красоты – это его Елена (правда, после смерти художника девушка хотела уничтожить картины, где она предстает нагой, но духовник Пауля уговорил ее этого не делать).

Великий живописец увековечил чистый и светлый образ своей супруги. Друг Рубенса поэт Ян Каспар Гевартс говорил о последней жене Пауля так: «Елена из Антверпена, которая намного превосходит Елену из Трои».

Симонетта Веспуччи
Возлюбленная Сандро Боттичелли и трагическая фигура в жизни великого художника. Он был безответно влюблен в первую красавицу Флоренции, которая отдала свое сердце другому и даже не подозревала о сильном чувстве знаменитого флорентийца к ней.

Девушка скончалась от чахотки в возрасте 23 лет. Боттичелли так и не смог больше никого полюбить: он не женился, и у него не было детей. Сандро завещал похоронить себя у ног Симоннеты. Жители выполнили его последнюю просьбу: после смерти художник наконец воссоединился с любовью всей своей жизни. Сандро Боттичелли сильно страдал после кончины флорентийской красавицы и сделал бессмертной свою Симоннету: почти на всех его картинах в центре изображена Она. Образы Весны, Венеры, Мадонны, Правды срисованы с дочери Веспуччи.

Ольга Хохлова
Да, это наша соотечественница – русская балерина труппы Дягилева. Там с ней и познакомился Пабло Пикассо, когда работал декоратором. Испанский художник сразу влюбился в русскую красавицу и стал добиваться ее расположения.

Однако Ольга была наслышана о любвеобильности Пикассо и не поддавалась на его ухаживания и знаки внимания. Пабло понял, что только серьезные намерения убедят девушку в искренности его чувств к ней: он предложил ей руку и сердце. К тому же, художник был так счастлив, так влюблен, что при заключении брачного договора настоял на том, чтобы половина его картин принадлежала жене.

Ольга Хохлова была единственной женой Пабло Пикассо. К сожалению, только на бумагах. Через несколько лет брака Пабло начал изменять супруге, относиться к ней с грубостью и презрением и, в конце концов, Ольга оставила нерадивого мужа. Если бы чета Пикассо подала на развод, то половина картин отошла бы русской балерине, но Пабло категорически этого не хотел.

В первые годы брака художник изображал Ольгу на своих картинах элегантной, утонченной и благородной. Позднее образ жены стали олицетворять усталость, уныние и отстранённость. Когда уже их брак близился к краху, он выплескивал всю свою злость и ненависть к жене на картинах. Пикассо всенародно уродовал и унижал женщину, которую когда-то безумно любил.

Ольга Хохлова была больна раком. И, находясь при смерти, несколько раз просила привести к ней супруга. Однако художник так ни разу и не пришел навестить умирающую жену. На похоронах Ольги никто не заметил Пабло, которому русская балерина посвятила свою жизнь. Кстати, темперамент художника неоднократно вдохновлял голливудских режиссеров отображать его жизненную историю в кинематографе.

Гала Дали (Елена Дьяконова)
Испанские художники редко могли устоять перед обаянием и притягательностью русских женщин. Гала Дали – наверняка самая известная из всех муз гениев. Сальвадор Дали боготворил свою «Галатею» и говорил, что именно благодаря ей приобрел всемирную известность и признание.

Гала Дали не отличалась красотой и целомудрием. Ее можно назвать «Лилей Брик живописного мира». Гала (Елена) не признавала ревность и выступала за свободную любовь (подозреваем, что одного Дали ей было недостаточно). Сальвадор увидел свою Галу, когда ему было 25, а ей – 36 лет. По словам очевидцев, он влюбился в нее с первого взгляда. Сразу после свадьбы чета Дали обвенчалась. Русская женщина стала главной и единственной музой, женой, любовницей и другом известного художника.

Гала обладала огромным влиянием на Сальвадора – он подписывал картины своим и ее именем. Друзья пары назвали русскую «Гала-чума». А испанец обожал супругу: изображал ее на картинах не иначе как Градиву. Сюрреалист не мог обходиться без Галы и потакал всем ее прихотям (а их было не мало). Например, захотела его обожаемая супруга замок, да чтоб туда кроме нее никто не смел входить – пожалуйста, Дали ничего не жалел для любимой.

Сказать по правде, Дали был действительно многим обязан Гале – она привела в порядок все его финансы. Русская женщина сделала бренд Сальвадора Дали. Среди ее многочисленных «знакомых» находились влиятельные и богатые люди, которым она предлагала вложиться в творчество мужа. «Утром Сальвадор совершает ошибки, а во второй половине дня я их исправляю» — сказала однажды Гала.

Камилла Донсье
Первая жена Клода Моне. «Не женщина, а ангел», — с любовью о супруге отзывался французский импрессионист. Камилла принесла Моне удачу и успех. Именно с величайшей картины «Камилла, или Портрет дамы в зеленом платье» началось всенародное признание Клода. Еще до знакомства с Моне девушка была одной из самых известных моделей среди импрессионистов (например, позировала Пьеру Ренуару и Эдуарду Мане).

Несмотря на огромной успех картины «Портрет дамы в зеленом платье», супруги Моне находились в крайне тяжелом финансовом положении. Время импрессионизма еще не настало — картины живописца не продавались. Однако жена всячески поддерживала талантливого мужа и отвлекала его от дурных мыслей. Девушка смогла стать настоящей опорой и поддержкой великому импрессионисту. С гордостью позировала почти на всех картинах художника («Женщина с букетом фиалок», «Камилла сидит на побережье в Трувилле», «Камилла Моне с ребенком» и др.). Камилла верила, что талант мужа рано или поздно признает весь мир.

«Дорогой» Париж наступал на художника, и он принял решение уехать в Севр. В Севре Моне работал только на плэнере, там он написал свой шедевр «Женщины в саду», для которого ему снова позировала любимая жена. Картину удалось продать за небольшие деньги, но семья Моне все равно нуждалась в средствах.

Сложно назвать Камиллу счастливой женой. Брак Камиллы и Клода выпал на «бедный» период творчества Моне: отсюда депрессия художника и его невнимание к семейной жизни. К тому же, он завел роман со своей будущей второй женой, которая родила ему ребенка еще во время брака с Камиллой. Первая жена умерла после продолжительной болезни. У ее постели дежурили муж и его любовница Алиса Оршеде, которая настояла на венчании супругов Моне.

Последняя картина, для которой «позировала» Монсье – «Камилла на смертном одре». Клод очень переживал смерть Камиллы, но цинизм художника взял над ним верх…

Жанна Эбютерн
Муза Амедео Модильяни. Французская художница повстречалась Амедео в конце его жизненного пути (он умер всего в 36 лет). Знакомы и родные дивились выбору серьезной и скромной девушки: художник был известен своим распутным образом жизни. Прежние его спутницы были богемными тусовщицами, да и сам Модильяни чрезмерно увлекался алкоголем и гашишем. Однако Жанну Эбютерн не смутила ни дурная репутация Амедео, ни отказ родителей общаться с ней, если дочь выберет бедного и больного художника.

За четыре года совместной жизни Модильяни написал порядка 25 портретов этой сильной девушки с грустными глазами. Жанна стала идеальной моделью для художника, героини которого всегда отличались задумчивостью и светлой печалью.

Жанна Эбютерн стоически переживала запои мужа, вытаскивала его из разных передряг. Ни на минуту не могла оставить непутевого художника одного. Девушка даже отослала дочь к кормилице, чтобы малышку смогли прокормить, но сама осталась с Амедео. Морозной ночью 1920 года больной туберкулезом Модильяни, возвращаясь с очередной попойки, заснул на улице и заработал себе нефрит.

Через несколько дней он скончался. На следующий день после смерти гражданского мужа беременная вторым ребенком Жанна выбросилась из окна, не в силах пережить разлуку.

Надежда Забела-Врубель
Жена Михаила Врубеля. История знакомства молодой оперной певицы с великим художником очень похожа на историю Модильяни и Жанны Эбютерн (к сожалению, конец их любви тоже трагичен). Надежда Забела – подающая надежды вокалистка, Михаил Врубель – немолодой пьяница, зарабатывающий гроши. На заманчивое предложение художника выйти замуж Надежда, конечно же, ответила согласием.

Современники восхищались сказочной красотой девушки. Догадались, с кого писал Врубель свой знаменитой образ Царевны-Лебедь? Да, на знаменитой картине художника изображена Надежда. Михаил вдохновился ее ролью в опере «Сказка о царе Салтане». Супруги Врубель служили друг для друга опорой и поддержкой.

Она боготворила талант мужа, считала его гением, он не пропускал ни одного спектакля жены. Врубели жили в атмосфере любви и взаимоуважения. «В Михаиле Александровиче я каждый день нахожу новые достоинства,…он необыкновенно кроткий и добрый, просто трогательный» — пишет Надежда о Михаиле.

Финал этой красивой любовной сказки трагичен. Дефект сына и работа по 14 часов в сутки (Надежда ушла со сцены, чтобы ухаживать за ребенком) пошатнула душевное здоровье Михаила Врубеля. Его госпитализировали с «острым психическим расстройством».

После смерти сына художник окончательно потерял рассудок и снова стал прикладываться к бутылке. Ко всем своим бедам Михаил стал терять зрение и до самого конца жизни продолжал рисовать Надежду Забелу практически на ощупь. Надежда пережила мужа на 3 года, умерла при невыясненных обстоятельствах. Говорят, это было самоубийство.

Гениальные художники любили с размахом, соответствующим их таланту. Спутницам приходилось нелегко, жизнь с гениями можно было сравнить с извержением вулкана: то тишь, то повсюду огонь. Хорошо, если попадался надежный и нежный Рубенс или безумный и преданный Дали, плохо – если мстительный и непорядочный Пикассо. Да, девушки удостоились чести быть вписанными в историю, но стоило ли этого их женского счастья?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *