10 лучших детективных сериалов за 10 лет: ЧАСТЬ 1

Мы отобрали десять лучших телевизионных детективов, снятых за последние десять лет, — от «Босха» до «Настоящего детектива» и «Охотника за разумом».

«Уайтчепел» (Whitechapel) ITV, 2009−2013: Жанр детектива появился в Викторианскую эпоху, а самым жутким злодеем того времени был Джек Потрошитель, зверствовавший в лондонском районе Уайтчепел в 1888 году, — он так и остался непойманным. Технических средств для раскрытия преступлений у тогдашних сыщиков не было вообще — даже дактилоскопию Скотленд-Ярд взял на вооружение лишь в 1895 году. И сценаристы сериала придумали хитрый ход: а что если пустить по следу Потрошителя нынешних криминалистов, вооруженных новейшими методами и техникой? И вот в современном Лондоне объявляется подражатель Джека, воспроизводящий убийства столетней давности до деталей. Это дело становится первым у неопытного инспектора Чандлера и бывалого сыскаря Майлса, а на подмогу им приходит чудаковатый историк — «рипперолог», изучающий преступления Потрошителя. В следующих сезонах они продолжат раскрывать мрачнейшие «исторические» преступления Уайтчепела — новые зверства, страшно похожие на те, что совершались здесь много лет назад.

«Шерлок» (Sherlock) BBC One, 2010−2017: Пример «Уайтчепела» говорит о том, что сработавшиеся на съемках «Доктора Кто» сценаристы Марк Гэттисс и Стивен Моффат вовсе не были первыми, кому пришло в голову поместить викторианского героя в наше высокотехнологичное время. Только в отличие от авторов «Уайтчепела» они не стали осторожничать, сохраняя неизменными детали викторианского детектива, и лихо переписали первоисточник, зарядив его небывалым драйвом. Безупречный британский джентльмен превратился в эксцентричного сыщика с айфоном, «высокоактивного социопата», гениальность которого была производной от его психического склада. Этот новый Шерлок действовал, как супергерой из комикса, в полуфантастической реальности, где давно освоились Гэттис и Моффат. Противостоял ему такой же неотразимый суперзлодей, а заземляли эту битву двух психопатов с реальностью уютные мещане Ватсон и Лестрейд — этот бешеный интеллектуальный коктейль стал в итоге главным детективным шоу десятилетия.

«Убийство» (Forbrydelsen) DR1, 2007−2012: Мода на северный нуар зародилась в нулевые в литературе: первыми скандинавские долгоиграющие детективные саги-серии с чудаковатыми, но несгибаемыми сыщиками оценили читатели. В десятые годы этот бум дошел до телевидения, а «Убийство» стало первым шоу в этом жанре, получившим международное признание. Сериал о том, как из лесного озера извлекли труп очередной Лоры Палмер, еще не был закончен, когда на канале Fox уже начал выходить его американский ремейк. Впрочем, главными фанатами сканди-нуара стали англичане — и спустя несколько лет даже научились его снимать (см. сериал «Фортитьюд»). Скандинавы дали миру неотразимый типаж «аутичный скандинавский коп», и первой его иконой стала нелепая тетка в свитере с фаррерским узором и неустроенной личной жизнью, упорная как смерть Сара Лунд, которая продиралась сквозь дебри порождающих бытовое зло политических интриг, постоянно ошибалась в деталях, но так и не сошла со следа убийцы.

«Убийство на пляже» (Broadchurch) ITV, 2013−2017: Британский ответ скандинавам — сериал про сплоченную местную коммуну, где за душой у каждого мирного обывателя собственная гордость и припрятанный скелет в шкафу, а все вместе они вдохновенно врут чужаку, пришлому сыщику Харди, расследующему убийство ребенка. Этот Харди, вдохновенно сыгранный Дэвидом Тэннантом, — социопат и мизантроп с нежным сердцем, непримиримый к чужим грехам, но верящий в искупление. Детектив из местного участка, уютная клуша Миллер (Оливия Колман) становится для этого неприятного мужчины с брезгливой гримасой и неподъемным чувством долга якорем и проводником среди подводных камней Бродчерча. А шоу, начинавшееся как резкая социальная сатира на консерватизм местных общин, разрешается в финале первого сезона мощным катарсисом с однозначным дидактическим посылом: пронизавшему общество на всех уровнях злу это самое общество может противопоставить лишь покаяние и сплоченность.

«Настоящий детектив» (True Detective)
HBO, 2014 — настоящее время: Мистическое, тревожное и атмосферное шоу, где действие происходит в разных временных пластах, а южная готика мешается с бытописанием семейных неурядиц и психодрамой, самим своим названием будто перечеркивала все предыдущие, «ненастоящие» детективы. Одержимый своим и чужим прошлым и продирающийся сквозь материю памяти, будто через топкое луизианское болото, запойный бывший коп и фаталист Раст Коул в исполнении Мэтью Макконахи стал если не мемом, то одним из культурных героев десятилетия.

Создатель сериала Ник Пиццолато адаптировал датское «Убийство» для Fox и пропитался нуаром, как дымом чужих сигарет, но сделал совершенно оригинальное шоу все с тем же посылом: вещи не то, чем кажутся, и любая почва сочится злом — пока на его пути не встает фанатик поиска истины, пусть и постоянно сбивающийся с пути. Два последующих сезона антологии так и не смогли переплюнуть выдающийся первый.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *